Дизельное топливо (или солярка) - продукт нефтепереработки, использующийся в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Еще в 1892 году немецким изобретателем Рудольфом Кристианом Карлом Дизелем был создан двигатель внутреннего сгорания, который обладал высоким КПД и работал от совершенно нового топлива. Данное топливо состояло из частично очищенной нефти.
Сегодня дизельное топливо используется в двигателях, как для железнодорожного, так и для автомобильного транспорта. Кроме того, на солярке работает вся сельскохозяйственная техника, она является топливом для котельных станций, а также применяется в качестве смазочно-охлаждающей жидкости в некоторых процессах, которые связаны с обработкой металла.
Классификация ДТ в соответствии с Техническим регламентом
До 2005 года в Российской Федерации существовал единственный государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ 305-82, в соответствие с которым изготавливалось три марки топлива: дизельное топливо арктическое с температурой застывания минус 45 °С; дизельное топливо зимнее-0,2-35 и дизельное топливо летнее 0,2-62;
В связи с принятыми государственными обязательствами по снижению экологической нагрузки от выхлопных газов, а также необходимость соответствовать требованиям европейских заказчиков при экспортных отгрузках вынудило разработать в России новый стандарт на дизельное топливо.
ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590:2004 (именно поэтому в обозначениях дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368-2005 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «EN 590:2004»).
Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:
1. Предельное содержание серы, отраженное в показателе «ВИД» топлива, а именно:
вид I - содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг);
вид II - содержание серы не более 50 ррМ (мг/кг);
вид III с содержание серы менее 10 ррМ (мг/кг).
2. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться).
Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.
Сорт А | Сорт В | Сорт С | Сорт D | Сорт E | Сорт F | |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
+5 |
+0 |
-5 |
-10 |
-15 |
-20 |
Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов:
0, 1, 2 , 3, 4.
Класс 0 | Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | Класс 4 | |
Температура помутнения, °С, не выше | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
-20 |
-26 |
-32 |
-38 |
-44 |
Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.
Важно запомнить: «СОРТ» или «КЛАСС» -это параметр температурной характеристики, а «ВИД» - это параметр содержания серы в дизельном топливе.
Приведем несколько примеров условного обозначения топлива его расшифровку.
Пример 1. «ДТ ЕВРО зимнее по ГОСТу Р 52368-2005 (EN 590:2004), сорт F, ВИД II» производства ООО "ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка"
Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для умеренной климатической зоны (сорт F) - зимний сорт, а содержание серы в этом топливе не более 50 ррМ (мг/кг).
Пример 2. «ДТ Евро класс 2, вид I»
Cлово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Класс «2» показывает что предельная температура фильтруемости составляет минус -26 °С . Вид I говорит о том, что содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг).
Поделиться с друзьями: